|  | 
 
 
|  | Сказки |  |  |   
|  |   
|  |  |   
| Уважаемые 
родители, а вы читаете своим детям сказки? Конечно, читаете, смешной вопрос. А 
зачем? Потому что вам их тоже читали в детстве. Потому что это приобщение к родной культуре. 
Потому что сказки дети воспринимают лучше всего, а надо же им что-то читать. Ответов 
может быть великое множество. Но на самом деле, мы читаем детям сказки потому, 
что без сказок ребенок просто не в состоянии нормально развиваться.
 Когда я слушала курс лекций по психоаналитическому толкованию сказок, нам рассказали 
о том, как молодая советская республика попыталась запретить читать детям сказки. 
Последствия оказались ужасными - у детей развились тяжелые неврозы, характеризуемые 
постоянным страхом, повышенной тревожностью и и истерическими припадками. Кому-то 
пришла в голову мысль почитать малышам сказки. И очень многим это помогло.
 Научный интерес к сказкам вспыхнул в ХIХ веке, после появления двух основных собраний 
народных сказок - братьев Гримм в Германии и Шарля Перро во Франции. С тех пор 
о сказках написаны горы литературы.
 Много сторонников имеет гипотеза о том, что сказки - это выродившиеся мифы, утратившие 
свое сакральное значение. К ней примыкает версия о том, что сказки - это стилизованное 
описание давно забытых первобытных ритуалов.
 В России наиболее известна теория В.Я.Проппа. Описывая структуру сказки, он ввел 
понятие функции. Функция - это поступок действующего лица, определяемый с точки 
зрения его значимости для хода действия. Так Баба-Яга, дающая золотое веретенце 
невесте Финиста - Ясна Сокола, фея, наряжающая Золушку на бал, мертвец, который 
дарит Ивану меч, - выполняют одну и ту же функцию Дарителя. Количество функций, 
встречающихся в сказках, ограниченно. Они образуют основную составную часть сказки. 
Последовательность функций всегда одинакова. Кроме того, Пропп выделил семь ролей, 
встречающихся в сказках. Соответственно, сказка - это "произведение, в котором 
действуют все или несколько из указанных семи героев, а сюжет содержит в себе 
тридцать одну функцию (с возможными пропусками) в указанной последовательности".
 Все это очень интересно, но, к сожалению, в основном со структурной точки зрения. 
Поэтому о Проппе мы больше говорить не будем, а интересующихся отсылаю к его классической 
работе "Морфология волшебной сказки".
 Сказки дошли до нас из невообразимо далекого прошлого. И не утратили своей актуальности. 
Что связывает нас и тех людей? Д.Соколов в своей работе "Сказки и сказкотерапия" 
писал: " я не представляю, как могла бы сказка так сохраниться и продолжать 
жить в культуре, буквально всем отличающейся от той культуры, где она первоначально 
возникла, если бы она не была наполнена каким-то важным психологическим содержанием. 
У нас и у тех древних народов все разное - язык, государство, обычаи и т.д. - 
и трудно представить, что нас может объединять, если не устройство психики."А 
в книге Марии-Луизы фон Франц "Психология Сказки", говорится о том, 
что волшебные сказки так важны для нас, "потому что в них представлена общечеловеческая 
основа жизни".
 Остановимся на том, что сказки в символической форме описывают процессы, происходящие 
в нашей психике. Но различные теории рассматривают психику по-разному.
 Можно рассматривать сказку как набор паттернов поведения. Принцип из Репки: не 
получается - пробуй еще раз, привлекая любые доступные ресурсы. Из Колобка: как 
далеко можно отойти от мамы. На шаг - ничего, на два - спокойно, на три - нормально, 
на четыре - съедят. Из девочки в услужении у Морозко: надо слушаться.
 С точки зрения классического психоанализа, ориентированного на Фрейда, сказка 
- это мир, увиденный глазами маленького ребенка. Запрещающая мама в нем из феи 
превращается в бабу-ягу, взрослая жизнь - в темный лес, сексуальные отношения 
- волк, который съест и забудет выплюнуть. Все это мы постараемся подробно рассмотреть 
в следующей статье.
 Трансактный анализ обращает основное внимание на ролевые взаимодействия в сказках. 
Иными словами, каждый персонаж может описывать реального отдельного человека, 
вернее - определенную роль, которую человек может играть или даже брать в основу 
своего жизненного сценария. Эрик Берн прекрасно описал, как может вести себя в 
жизни Красная Шапочка или Спящая Красавица.
 Юнгианская психология рассматривает героев сказки как части "Я" одного 
человека. Все, что происходит в сказке, можно представить как внутренний процесс, 
в котором, например, принц - сознание - ищет принцессу - аниму, женское начало 
- и в процесс вовлечены его собственная мудрость (лесной старичок-советчик), слепая 
агрессия (дракон) и так далее. В дальнейшем мы с вами попробуем разобрать пару 
сказок с точки зрения Юнга.
 Те, кто уделяют основное значение эмоциям, также часто рассматривают сказочных 
героев как персонифицированные эмоции. Какими бы выдуманными ни были персонажи 
и их действия, вызываемые ими эмоции совершенно реальны. При этом чаще всего говорят 
об отыгрывании эмоций, то есть о том, что в сказке ребенок проживает такие эмоциональные 
состояния, которых ему не хватает во внешней жизни.
 Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, 
проживанием сказки. Сама атмосфера часто почти одна и та же: ребенок слушает сказку, 
засыпая, от человека, которому он доверяет; речь ритмичная, в ней повторяются 
непонятные формулы (присказки и т.п.).
 Важной чертой сказки является то, что в ходе ее происходит трансформация. Некто 
маленький и слабый к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. 
Это можно назвать историей о взрослении. Юнг говорил о похожем, когда основным 
мотивом сказки считал процесс индивидуации. Это не вообще взросление: это вполне 
конкретная его стадия, на которой уже оформившееся и отделившееся сознание возвращается 
к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя их взаимные связи, расширяясь, 
обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям.
 Сказки описывают то, что в определенный момент времени происходит в психике каждого 
человека. Они учат ребенка взрослеть и преодолевать страхи внешнего мира, отрываться 
от матери и входить в социум. Страшно и опасно проходить этот путь в одиночку, 
а сказки говорят о том, что все мы проходим один и тот же путь, и из этой безнадежной 
ситуации - ребенок во взрослом мире - есть вполне приемлемый выход.
 Сказки персонифицируют внутренний мир человека. В наше время человек часто зацикливается 
на идее, что существует только внешний мир, "данный нам в ощущении", 
а кроме него и нет ничего, а если и есть, то стоит ли обращать на это внимание. 
А сказки говорят ребенку - посмотри внутрь себя, там тоже есть много интересного.
 |   
|  |  |   |